г. Сыктывкар
Что это?

Регистрация

Забыли пароль?

Другие способы

Консультации

Вопрос №2406 [29.06.2016] » Категория: Юристы
Вчера потребовалось сделать сверку показаний приборов учета для Расчетного центра (был перерыв в передаче показаний). Горводоканал сделал сверку по холодной воде в тот же день, составили акт - услуга бесплатная. А наша УК РЭУ-1 требует за это деньги в размере 250 рублей. Изначально я уже оплачивала РЭУ-1 установку и опломбировку этих приборов. При этом происходит это так: я должна написать заявление, с ним идти в кассу и там оплатить наличными, получить кассовый чек. Никакого счета на оплату конкретной услуги. Странно то, что во всех УК города эта услуга бесплатна, в Водоканале - бесплатно, в Расчетном центре специалисты так же удивились поборам. А в РЭУ-1 нагло улыбаются - "а что вы сделаете? Или платите, или уходите". Насколько законно взимать плату за сверку показаний?
Отвечает
Роман Владимирович Машаев, Начальник юридического отдела
[01.07.2016]

Здравствуйте.

С принятием Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009 г. все собственники жилых помещений обязаны были установить индивидуальные приборы учета воды и электрической энергии. Как показывает практика, с установкой индивидуальных приборов учета воды возникает большое количество проблемных ситуаций. В частности, собственники задаются вопросом: необходимо ли оплачивать опломбирование счетчиков? Разъяснения на этот вопрос дают ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе Т.В. Бармина и главный государственный санитарный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Вятскополянском районе М.М. Салахутдинов.
1 января 2013 года вступил в действие Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года. В соответствии с п.5 ст.20 этого закона «приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц».
До 1 января 2013 года ситуация была неоднозначная. Однако в ряде городов (Екатеринбурге, Омске и др.) прошли громкие судебные разбирательства, где взимание платы было признано незаконным.
А теперь по порядку. В соответствии с п. «у» ст. 31 Постановления Правительства РФ «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 г., исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
По своей сути опломбирование – это установка на прибор учета уникального устройства одноразового применения (непосредственно пломба и пломбировочный канат), которое предназначено для контроля за несанкционированным доступом к оборудованию.
В соответствии с п.41 Постановления Правительства РФ №167 от 12 февраля 1999 года «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»
Подобная ситуация во многом была вызвана неясностью в ранее действовавшем законодательстве. А именно Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» №307 от 23 мая 2006 г. была предусмотрена обязанность коммунальных организаций производить опломбирование индивидуальных приборов учета, но вопрос оплаты никак не оговаривался.
Именно это дало основание управляющим компаниям преподносить опломбирование как услугу населению. Стоит отметить, что такая услуга противоречит ст. 16 Закона о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992 г., которая запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других.
Таким образом, учитывая положения вышеуказанных нормативных актов и принимая во внимание выводы многочисленных судебных разбирательств, взимание платы за опломбирование прибора учета по воде не является законным.

Приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть проверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются».

Однако новый прибор учета является уже проверенным. Это делает завод-изготовитель. При этом в техпаспорте, инструкции и других сопроводительных документах указывается дата и порядок повторного осмотра. Следовательно, купив водосчетчик, гражданин должен только написать заявление в свою обслуживающую организацию, а она - установить его и ввести в эксплуатацию.
Но на практике многие управляющие компании взимают плату за данную услугу. При этом у жителей, которые отказываются платить за опломбирование, не принимают коммунальные платежи по показаниям якобы нелегализованного прибора.

Комментарии (0)

info@rc-komi.ru

О компании:

Информация:

Создание сайта — web-студия «Цифровой Век»